В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
Что есть у птички. (два крыла, она черная, две длинные лапки, два глаза, длинный хвост, тело покрыто перьями). Эта птица ходит важно высоко поднимая свои лапки, ковыряя ими землю, и ищет червяков.
Какая бывает зима? (морозная, холодная, суровая, лютая, весёлая, злая, длинная, вьюжная…)
Зимой бывает самая разная погода. Какая? (солнечная, пасмурная, снежная, ясная, морозная…).
Но иногда случаются дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за снежной пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется – вьюга, пурга, метель. Ветер подхватывает снег, крутит его, наметает сугробы.
Холод и отсутствие корма заставляют перелётных птиц улетать в тёплые края, но зимующие птицы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остаются почки, плоды и семена. Появляется в городских парках снегирь. Удивительно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины или рябины. Клесты питаются семенами ели и сосны. Зима –очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. Поэтому очень важно их подкармливать – устраивать кормушки. Кормушка может быть любая, важно только, чтобы корм здесь был постоянно.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Снежное одеяло согревает животных. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей занесены снегом, который сохраняет в них тепло. А ещё зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и тёплая шерсть. Главной заботой зверей в зимнее время является питание. А чем питается зимой белка? (засушенными грибами, плодами деревьев и кустарников). Как называется жилище белок? (дупло). В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. А как она от врагов защищается? (быстро бегает и прыгает по деревьям, питается на стволе дерева).Но некоторые звери не делают никаких запасов. Чем питается заяц зимой? (корой и мелкими ветками). Какие враги у зайца? (сова, волк, лиса). Нелегко зайца догнать. Что помогает косому быстро бегать?(ноги). А почему зимой заяц белый? (белая шубка помогает спасаться от врагов).
Морозна и сурова зима, а всё же много забав придумывает
детям. Во дворе залили каток, зажгли цветные фонарики, и теперь можно на коньках кататься. Вот
какой-то холм превратился в снежную горку. На неё спешит вся окрестная детвора
с санками, с ледянками. Когда на улице тепло и снег липкий, хорошо лепится, можно
сделать снеговика. Как это здорово, когда ты катишь по снегу маленький комок, а
он под твоими руками растёт, становится всё больше и больше!
Эта кукла не устанет,
Ляжет — встанет, ляжет – встанет
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь — хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- … (Неваляшка)
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы…
голову и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок
Пучеглазый,
Бычок, бычок
Рогатый,
Бычок, бычок
Лохматый бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая и глаза у тебя круглые. И травку щипать не умеешь! Заплакала лисичка и побежала домой маме жаловаться, что бычок
ее обидел, наговорил ей плохих слов.
Выслушала ее мама - лиса и спрашивает: - А ты ему ничего не сказала?
Стыдно стало лисичке, опустила она глаза.
- Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его обидела.
Вопросы:
- Как же лисичка обидела бычка? (Дразнила, плохие слова говорила).
- А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему было грустно, больно, обидно).
- А что сделал бычок от обиды? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку).
- А что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других) .
-А в нашей сказке с вами, если бы лисичка первая не обидела бычка, и он не наговорил бы ей плохих слов.
– Давайте выучим поговорки:
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».
«Как аукнется, так и откликнется».
А. Крячко "Крылатый, мохнатый да масленый"
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Прыг-скок,Прыг-скок,Я — масленый бок,На сметанке мешан,На маслице жарен!Прыг-скок,Прыг-скок,Я — масленый бок!
Прыг-скок,Прыг-скок,Я — масленый бок,На сметанке мешан,На маслице жарен!Прыг-скок,Прыг-скок,Я — масленый бок!
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!
Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Например: Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет:
- Помидор красный.
- Репа желтая.
Исследовать форму этих овощей, назвать:
- Помидор круглый.
- Репа круглая.
Учить составлять описания:
- Помидор красный, круглый.
- Репа желтая, круглая.
Загадайте загадки об овощах:Игра «Раз, два, три – что купили, назови» (овощи, фраза)
Мы корзиночки несем.
Мы домой с тобой идем.
Мы на рынок все ходили,
Овощи себе купили.
Раз, два, три –
Что купили, назови.
- Что ты купила? (Я купила репу.)
- Что ты купил? (Я купил помидор.)
И т.д.
У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
У меня есть братик,
А у них есть я.
Это вся моя. (Семья)
У каждого есть семья. У кого-то она большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье все любят и заботятся друг о друге.
Задайте ребёнку вопросы:
- Как зовут твою маму?
-Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
- А как вы помогаете маме?
- Что она делает дома?
Мама какая?
( Заботливая, ласковая, трудолюбивая, красивая, нежная)
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
- Что папа делает дома?
- Что любишь делать вместе с папой?
Папа какой?
( Сильный, умный, заботливый, ловкий, смелый)
В мире существует много видов жуков. Они живут во всех странах, отличаются друг от друга внешним видом, образом жизни. Жуки питаются растениями и другими насекомыми. У них 6 ног, голова, глаза, усики, бывают крылья: например, божья коровка, майский жук могут летать.
Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У неё выпуклое овальное тело, ярко – красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать: у неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные подкрылки. Яркая окраска божьих коровок отпугивает птиц, они не клюют их. Сами божьи коровки питаются другими насекомыми, которые приносят вред, поэтому божьи коровки приносят людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щёлках коры деревьев, в сухих листьях или зарываются в землю.
Муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Они много трудятся для своей большой муравьиной семьи, которая живёт в муравейнике, где тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьи питаются другими насекомыми, соком растений. Отличаются по цвету, размеру. Это полезные насекомые, они уничтожают вредных насекомых, например, тлю.
Бабочки живут повсюду, кроме Антарктиды. Но больше предпочитают южные страны, где всегда можно добыть еду. Питаются они нектаром цветов, а также соками растений и фруктов. У бабочек хорошо развить зрение и обоняние. У них яркая и красивая окраска, и это привлекает хищников. Обычно бабочки улетают от своих врагов, но есть медлительные насекомые, например, пестрянка. Стоит взять её в руки – и она притворяется мертвой, выпускает жёлтую жидкость с неприятным запахом. Бабочки летают на большие расстояния в поисках пищи; летают они с разной скоростью до ста километров в час. Бабочки отличаются по размерам, цвету. Это безобидные существа, поэтому их не надо ловить и мучать. Они полезны: опыляют растения.
В страну театра
Я открываю дверь.
И папы побывали в ней,
И мамы все, поверь.
И взрослые, и дети дадут тебе ответ,
Что лучше, чем театр,
Страны на свете нет.
Смотрите,
перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью
рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих
спектаклях в театре( автор спектакля, режиссер, актёры, которые играют главные
роли, название, дата и время спектакля)
«Театральная
касса» - место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано
название театра, название спектакля, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале.
Продаёт билеты в театральной кассе -
кассир.
При входе в театр у зрителей проверяет билеты - билетер.
Открываем дверь в театр, и что мы сначала видим? (холл, здесь посетители ожидают начало спектакля, общаются). Затем мы попадаем в гардероб. Люди говорят: «Театр начинается с вешалки, а спектакли начинаются с момента входа в здание театра». Профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдаёт вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Спектакль
скоро начнётся и нам пора отправляться в зрительный зал.
Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук?
Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.
Самое
большое помещение театра – зрительный
зал. Что делает зрительный зал красивым? (стены, светильники, в центре потолка
– огромная люстра).
Самое главное место в зрительном зале - это сцена, на ней и происходят разные театральные действия. Саму сцену пока не видно. Она ещё закрыта занавесом. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнётся, как только занавес поднимется или раздвинется.
Многие спектакли сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене?Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
Театры бывают разные.
- Театр, в котором ничего не говорят, а только танцуют, называется «балет» (артистки балета – балерины, платье балерины – пачка, а туфельки – пуанты)
Кукольный театр
Настоящий артист должен правильно и чётко говорить, умеет показывать своего героя, говорить, как герой и владеть мимикой(мимика – умение глазами, выражением лица передать настроение, характер того, кого играет)
Леонид Пантелеев "Две лягушки"
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но все-таки они жили вместе, эти лягушки. И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мхом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят. Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
«Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, – не вылезти лягушке из сметаны. Но все-таки она не сдается, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая – значит, надо жить. А там – что будет». И вот – из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла. «Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?» Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала. Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом!
Вопросы к рассказу:
- Кто главные герои рассказа? Где жили лягушки? Почему они попали в горшок со сметаной? Почему они не могли вылезти из горшка? Почему ленивая лягушка утонула? Почему сильная лягушка выбралась из горшка? Как из сметаны получилось масло? Кто победил в борьбе за жизнь?
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Масленица – один из любимых праздников русского народа. Масленица - это проводы зимы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.
Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин считается символом солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах.
Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка,чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Вот так проходила Масленица!
Но всех добрее и нежней одно-
Из двух слогов простое слово "мама",
Елена Благинина " Посидим в тишине"
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.
Стихотворение «Посидим в тишине» посвящено уважению к матери. Главной героиней является маленькая девочка, которая рассказывает, что мама прилегла отдохнуть, и она соблюдает тишину, чтобы не нарушить ее сон. Как заботливый ребенок, несмотря на свое желание побегать и поиграть, она сидит тихонько, наблюдая за солнечным лучом. Поэтесса объясняет состояние ребенка через беседу с солнечным лучом – девочке не трудно пофантазировать о том, что он живой. Лучик крадется по маминой подушке, и девочка замечает, что она бы тоже много чего хотела – подвигаться, побегать, почитать книжку, спеть песенку. Но потревожить мамин сон было бы плохим поступком, поэтому героиня молчит и ведет себя очень тихо. Луч, выслушав девочку, сделал круг по комнате, метнувшись по стене, и скользнул по героине, словно отвечая ей, что можно посидеть в тишине и вдвоем.Стихотворение учит ребенка уважению к родителям. Взрослые часто устают от домашних работ, и дети не всегда это понимают и принимают. Забота родителей о детях важна, но не менее важна и забота детей о своих маме и папе.
У моряков чёрная форма, полосатые тельняшки, матросские воротники - гюйсы, на голове бескозырки с ленточками. Матросы служат на кораблях, плавают в открытом море.
- Какая техника имеет экран?
- Какую технику используют для чистки ковров?
(сказка холодная)
Мама и папа лежали на зелёной лужайке возле дома и загорали. А Маша играла в своей комнате. Вернее, родители думали, будто их дочь играла в своей комнате... Ой, как они ошибались!
Вот Маша выбежала из дома на зелёную лужайку и с ходу прыгнула на маму и папу.
- Я ледяная, я ледяная! - вопила Маша.
Есть такая рыба, ледяная, которая продаётся в магазине. Конечно, Маша представляла себя совсем не рыбой. Ведь рыбы не бегают по зелёным лужайкам средь бела дня. Она представляла себя ледяной льдиной. Правда, и льдины не бегают под солнцем, но... Об этом Маша просто забыла.
- Ой-ой-ой! - заойкали родители, разгорячённые жарой, когда холоднющая Маша обрушилась на них. Сначала они даже подумали, что на них упал ледяной айсберг - огромная льдина из тех, которые плавают туда-сюда по холодным морям. Мама и папа очень испугались. Но когда они поняли, что это не айсберг, а их дочь Маша, они испугались ещё сильнее.
- Неужели в доме так холодно?! - воскликнули они. - Ты остыла до самой последней степени.
Мама и папа тут же обняли Машу и передали ей солнечное тепло, которое успели накопить на зелёной лужайке.
Ледяная Маша нагрелась и снова убежала в дом.
Только мама и папа успокоились, разнежились на солнышке, как на них снова обрушилась ледяная Маша.
Да, да! Она снова стала холодной, ледяной, как айсберг из Ледовитого океана.
Родители и на этот раз поделились с дочерью теплом, и потеплевшая Маша опять вернулась в дом.
- Что такое творится с нашей дочкой? - спросила мама. - Может быть, у нас в доме началось всемирное оледенение?
- Или наша дочка занимается закаливанием и обливается ледяной водой из-под крана? - предположил папа.
- Ну-ка, посмотрим! - сказали они вместе и пошли в дом.
Они обыскали все комнаты, не забыли заглянуть даже в кладовку и под кровать. Но... Маши нигде не было. Не на шутку растревожились мама и папа. И наконец зашли в кухню.
Их дорогая дочь Маша сидела в холодильнике и дрожала мелкой дрожью.
Мама тут же упала в обморок. Папа - на пол, потому что споткнулся о маму.
А Маша вышла из холодильника и привела родителей в чувство.
- Кругом жара, все на солнышке загорают, веселятся. Один холодильник в тёмной кухне леденеет. Разве это справедливо? - спросила она маму и папу.
"Уф-уф-уф", - обиженно пыхтел холодильник.
- Вот я и делилась с ним теплом, - объясняла Маша.
- Ох! - всплеснула руками мама. - И правда, он весь во льду. Я его уже два месяца не размораживала.
Она отключила холодильник, очистила морозилку ото льда и вытерла все полочки сухой тряпкой. И Маша помогла маме. Воткнула электрическую вилку в электрическую розетку. И холодильник снова заработал. Легко и свободно, как новый.
"Сп-ш-ш, сп-ш-ш", - довольно гудел он.
Мама и папа ничего особенного в этом гудении не расслышали. А Маша даже очень расслышала.
"Спасибо, Маша, спасибо, Маша", - гудел холодильник.
- Что делали папа и мама?
- Что делала Маша?
- Где родители увидели Машу?
- Почему Маша залезла в холодильник?
- О чём вспомнила мама, когда увидела холодильник?
- Как мама и Маша размораживали холодильник?
- Какими словами можно описать Машу?
Рассказ о маленьком автомобильчике — Лейла Берг
"МАЛЫШ У СЕБЯ ДОМА"
Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его просто — Малыш.
Малыш жил в гараже.
Если хозяину нужно было куда-нибудь ехать, он приходил за ним в гараж. Малыш очень любил ездить.
— Фррррр!.. — фыркал он от радости, когда хозяин нажимал на стартер. — Фррррр! Шуга, шуга, шуга, шуга, шуг-шуг-шуг-шуг-шуг!..
А потом хозяин нажимал на гудок, и Малыш в восторге вскрикивал: «Банг!», да так громко, что пауки на потолке разбегались в разные стороны.
По ночам Малыш дремал в гараже, а хозяин уходил спать к себе домой.
В гараже было тихо. Иногда только какая-нибудь пичужка на чердаке говорила: «Спи-и, спи-и…» Иногда кошка за дверью говорила: «Мряу, мряу…»
А Малыш никогда не разговаривал, если оставался один. Но ему не было скучно. По ночам серые мышки вылезали из подполья и забирались в кузов автомобильчика. Сперва они прыгали на подножку, а оттуда через открытую дверцу на сиденье. У мышей были крошечные лапки, которые ужасно щекотали. Один раз Малышу было так щекотно, что ему захотелось вскрикнуть: «Банг!» Но он промолчал. Ведь он не мог без помощи хозяина кричать «Банг!».
Мышки любили Малыша, потому что у него на переднем сиденье всегда было много вкусных крошек от печенья. Хозяин обычно съедал свой завтрак в машине и ронял крошки.
Как-то вечером, когда мышки пришли поесть, Малыш заметил кота. Кот почуял запах мышей и пробрался в гараж.
Малышу ужасно захотелось крикнуть: «Берегитесь мышки! Здесь кот!»
Но он не мог. Он хотел крикнуть коту «Брысь!» и тоже не мог.
Кот, неслышно ступая мягкими лапами, ходил вокруг машины и нервно шевелил кончиком хвоста.
«Ох, — подумал Малыш, — бедные вы мои мышки!..»
И только он успел так подумать, как вдруг… знаете, что вдруг случилось? Кот прыгнул прямо на клаксон.
— Банг! — вскрикнул громко Малыш.
— Ой! — испугался кот и полетел кувырком вниз.
— Бежим! — пискнули мышки и кинулись в нору.
Кот злобно завертел хвостом и выполз из гаража.
Малыш остался один.
«Я рад, что кот не поймал мышек, — думал он. — Мышки — мои друзья. Я их спас».
Потом он заснул, и ему снились подвиги.
- Кого звали Малыш?
- Где жил Малыш?
- Кто залезал в кузов автомобильчика?
- Кто увидел мышей?
- Почему кот не поймал мышей?
- Почему автомобильчик был рад, что кот не поймал мышей?
Прочитайте стихотворение и попросите ребёнка назвать транспортные средства, о которых в нём говорится:
Не ходит в детский сад..
Сидит она без дела
Который день подряд.
И смотрит из окошка
На улицу с тоской:
Идет чужая кошка,
Два мальчика с доской.
Трамвай на остановке,
Автобус номер семь.
Идет из школы Вовка,
Большой уже совсем.
Везет фургон игрушки,
Цистерна – молоко.
А в сквере три старушки,
Собака далеко.
Капусту и арбузы
Везут в грузовике.
Два толстых карапуза
Измазались в песке.
Машины в переулке
Спешат, спешат, спешат.
Скорей бы на прогулку!
Скорей бы в детский сад!
Упражнение "Расскажи-ка". Составь рассказы о фруктах по предложенному наглядному плану.
Упражнение "Поварёнок". Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить компот? (фрукты моют, чистят, режут на дольки, варят) Сок? пирог?
- Мальчик любит фрукты с толстой кожурой, а девочка - фрукты с тонкой кожицей. Какие фрукты купит мальчик, а какие -девочка? Почему?
Очистила девочка тонкую оранжевую кожицу персика, а под ней оказалась сочная мякоть и в середине болоьшая коричневая косточка. Расскажи, что ты увидишь, если очистишь яблоко, банан, гранат, киви и апельсин.
- Чем отличаются друг от друга груша и лимон, апельсин и банан? Сравнивать надо по цвету, форме и вкусу. Например, груша зелёная, а лимон жёлтый, груша треугольная. а лимон овальный, груша сладкая, а лимон кислый.
- Сок из персиков какой? (персиковый). Варенье из персиков какое?Начинка для пирога из персиков какая? Сок из слив какой? Варенье из слив какое? Начинка из слив какая? Продолжи сам по картинке.
Что лишнее в корзине нуф-Нуфа?
Упражнение "Помоги Незнайке". Исправь Незнайкины ошибки.
- картошка растёт на болоте
- яблоко растёт под кустом
- баклажан растёт на кусте
- груша растет в лесу
- персик растёт на ёлке
Что произошло в саду? Расскажи по картинкам.
-Кроме птиц, за фруктовым садом следят люди. Что они делают? Как ухаживают за деревьми?
-На земле раскинулась фруктовая скатерть- самобранка. Какие фрукты по размеру большие, поменьше и маленькие? Какие фрукты по размеру войдут в норку мышки?
Ох, наплачемся мы с ним,
Хоть чернил он не видал,
Упражнение "Назови одним словом"
Ранняя осень -сентябрь. "Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнце ярко светит Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг"
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень.
А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила.
И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Расскажите ребёнку сказку:
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт-нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
Это одуванчик. Он растёт в поле, на улице возле домов. Никто не сажает одуванчики, не поливает их. Они растут сами, тянутся к солнышку. Сначала лепестки у цветка одуванчика бывают жёлтыми, а потом становятся белыми. Если подуть на белый одуванчик, разлетятся маленькие белые пушинки. Из жёлтых одуванчиков девочки любят плести венки. Они их надевают на голову.
Насекомые
У всех насекомых есть общие черты: голова, туловище, шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые». Куда бы мы ни пошли - в сад, на луг или в лес, всюду нас окружают насекомые.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел
-Он вспорхнул и улетел ...
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Что есть городе?
- Какие дома расположены на улицах города?
- Какие ещё здания есть на улицах города?
- Что едет по улицам города?
- Что растёт на улицах города?
- Как вы думаете, какой наш город?
Мы живём в большом красивом городе с большими и маленькими улицами. На улицах города расположены жилые дома (маленькие и большие, многоэтажные и одноэтажные), магазины, школы, детские сады, больницы и другие здания. По улицам ходит различный транспорт: трамваи, автобусы, троллейбусы, машины. В городе растут деревья, кустарники, цветы.
Прочитайте детям:
Сергей Михалков "Моя улица"
Это — папа, Блестит на солнце мостовая:
Это — я, Двумя машинами она
Это — улица моя. Умыта и подметена.
С пути сметая сор и пыль, Стоит знакомый постовой.
Стальными щетками вращая, Он управляет сразу всеми,
Идет смешной автомобиль. Кто перед ним на мостовой.
Похож на майского жука — Никто на свете так не может
Усы и круглые бока. Одним движением руки
За ним среди ручьев и луж Остановить поток прохожих
Гудит, шумит машина-душ. И пропустить грузовики.
Прошла, как туча дождевая,—
-О чём говорится в этом стихотворении? О каких машинах говорится в этом стихотворении? Что они делали на улице? На кого похож смешной автомобиль? Почему он смешной? Зачем нужно мыть улицу? Кто управляет движением машин, пешеходами на улице? Можно ли играть с мячами на проезжей части дороги? Почему? Что может случиться, если не будет постового?
Упражнение "Расскажи о своей улице"
- Что есть на твоей улице?
- Какие дома на твоей улице?
- Сколько домов на твоей улице?
- Где ты играешь на улице?
- Твоя улица какая? (широкая, узкая, красивая, светлая, длинная...)
- Как надо вести себя на улицах города? Почему?
- Можно ли одному гулять по улицам города? Почему? Что может случиться?
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зелёный, жёлтый, красный. (светофор)
Рассказывание сказки об огоньках: В одном городе жил-был светофор с тремя огоньками: красным, жёлтым и зелёным. Однажды огоньки заспорили между собой, какой из них самый важный. - Я, красный, я самый важный. у меня цвет огня. Как меня увидят люди - знают, что впереди тревога, опасность. -Нет, - сказал жёлтый, - я важнее всех. Мой цвет - цвет солнца. Я предупреждаю:"Внимание! Не торопись!". - Что вы, что вы, - сказал зелёный. - Это я, зелёный, - самый важный цвет. У меня цвет, как у листьев. Я напоминаю вам о безопасности и спокойствии. Они так сильно спорили, что раскололись на части и разлетелись в разные стороны. А светофор стал их звать и просить: - Вернитесь, друзья мои, ко мне. Вы все для меня очень важны. И только тогда, когда мы все вместе, - на дорогах города
"Азбука безопасности"от Смешариков
"Праздник книжки"
Тает снег, клокочут воды, Звонко птицы гомонят.
По весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки и мальчишки.
Книга - верный,
Книга - первый,
Книга - лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки.
"Нам никак нельзя без книжки!"-
Все ребята говорят.
"О дедушке Корнее ведём мы сей рассказ"
- Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете? Что вы знаете о К.Чуковском? Какие сказки, стихи К.Чуковского вам читают взрослые?
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. Все его удивительные сказки написаны в стихотворной форме.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как - то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил..." Мальчик затих и стал слушать. На следующий день он попросил, чтобы отец рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю. Так К.И.Чуковский стал детским писателем.
Прочитайте сказку К.Чуковского "Краденое солнце"
Вопросы:
- Кто украл солнце? (Солнце украл крокодил)
- Что сказал медведю крокодил? ("Если только захочу, и луну я проглочу")
- Что ответил крокодилу медведь? ("Не стерпел я, заревел я, и на злого врага налетел")
- Что произошло с крокодилом? ("Испугался крокодил, завопил, заголосил")
- Что же завопил, заголосил крокодил? ("Ой, простите меня, я больше не буду")
- Что же произошло дальше? ("И из пасти из зубастой солнце выкатилось")
"Путешествие в страну сказок о животных"
- Кто главные герои этой сказки? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Как вы думаете, почему эти сказки называются русскими народными сказками?
Русские народные сказки появились очень давно, задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинял народ и, передавая из уст в уста, бережно пронёс через столетия.
Игра "Из какой сказки персонаж":
1. "И она запела сладким голосом:
- Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка.
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зёрнышек" (Лиса из сказки "Кот, петух и лиса")
2. "Ага,- говорит,- теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить" (Медведь из сказки "Маша и медведь")
3. "Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем. (Волк из сказки "Волк и семеро козлят")
4. "Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!" (Заяц из сказки "Заюшкина избушка")
Весна
Почему всё изменилось?
Почему всё заискрилось, Засмеялось и запело?
Ну, скажите, в чём тут дело?
Это так легко понять-
К нам весна пришла опять!
Что происходит весной в природе? (Весной небо голубое. Ярко светит солнце. На улице тепло. Тает снег, бегут ручьи, набухают почки.) Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Весёлое, хорошее, прекрасное.) Можно сказать-весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее) А лужи весной какие? (Весенние) А небо (облако, ручьи, деревья, трава, дождь, день) весной какое?
Рассказ Л.Н.Толстого "Пришла весна"
Беседа по содержанию:
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Что сделали дети? Из чего?
- Зачем они сделали лодочку?
- Почему дети в лужу упали?
Почки - листочки
Вот блестящий бугорок-
Спит в нём будущий сынок,
Крепнет, пухнет, набухает,
Днём и ночью подрастает. (почка и листочек)
Разбежались солнечные лучики по веткам, одевая их в лёгкую зелёную дымку. Почки на голых ветках деревьев ожили: набухли, увеличились и раскрылись - из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зелёные листочки.
Познакомьте детей с разнообразием растительного мира в разные периоды весны:
ветки белоствольной берёзки сначала с набухшими, чуть "проклюнувшимися" почками, затем опушены молодыми клейкими листочками и увешаны продолговатыми серёжками.
А что происходит с хвойными деревьями?
Не все растения одеваются зеленью одновременно.
Черёмуха зеленеет раньше других деревьев. Среди листьев у неё спрятаны маленькие бутоны. Скоро и черёмуха оденется белыми пушистыми цветами - словно кокошник белый надвинет на свои зелёные кудри.
"Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод" - гласит народная примета.
Почти одновременно с черёмухой зелёные огоньки первых листочков вспыхивают на рябине, клёне, сирени, тополе.
Чистой сквозной зеленью покрывается лиственница - единственная из хвойных, сбрасывающая на зиму иголки.
А вот и каштан распустил листья, обнажил свечи соцветий.
На ветках клёна
зеленовато-бурые кисточки,
а на ветках осины серые, похожие на червячков серёжки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу.
Почки дуба ещё не проснулись. Им надо много солнца и тепла. Такие деревья, как дуб, ясень, липа, раскрывают свои почки только тогда, когда наступит настоящее тепло.
Птичьи хлопоты
Птицы радостно снуют,
Щебечут, заливаются, Корм клюют и гнёзда вьют-
Для птенцов стараются.
Весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи. Чириканье дружное, рассыпчатое и такое громкое, что слышится издалека. Бодро каркают вороны. В лесу запели чижи и корольки. "Синий день, синий день", - гомонят на кусту синицы, выводят протяжные веснянки. Им скоро с поселковых да городских улиц в леса подаваться, гнездовья занимать.
Прилетели из дальних краёв перелётные птицы, радостно кружатся над родными гнёздами, над рекой, над пашней. Весной из тёплых стран возвращаются грачи, зяблики, ласточки, жаворонки, аисты, соловьи и другие птицы.
Скворцы возвращаются в скворечники, которые заботливо построили для них люди. У птиц начинаются весенние заботы- они вьют и поправляют старые гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами.
Детей можно привлечь к активному участию во встрече перелётных птиц (повесить скворечник), понаблюдать за их жизнью. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилётом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Поговорите о внешнем виде птиц, об их покровительственной окраске, о форме гнёзд и т.д.
Почитайте рассказы Н.Сладкова "Ранняя птичка", "Птицы весну принесли", рассказы В.Бианки, Г.Скребицкого о птицах.
Разучите русскую народную потешку "Ласточка":
Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?-
За морем бывала, весну добывала,
Несу, несу весну-красу.
Ласточка
Вся птица чёрная, только грудка белая. У ласточки длинный хвост, он раздваивается на конце. Ласточка как и все птицы, питается жучками, бабочками, червяками, зёрнышками. Она лепит гнёзда из глины, маленьких веточек. В таких гнёздах она выводит птенцов.
Скворец
Оперение у скворца чёрное с металлическим блеском. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз. Крылья длинные и заострённые. Хвост короткий. Скворец питается, как и другие птицы, жучками, паучками. клюёт зёрнышки. Поэтому зимой для него нет пищи в наших краях, и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвращается скворец ранней весной. Скворцов все знают и любят, их прилёт означает для людей наступление весны. Людям нравятся скворцы. Чтобы они селились близко к людям, весной для них строят специальные домики - скворечники.
Сравнение ласточки и скворца:
- У ласточки клюв чёрный, а у скворца...(жёлтый).
- У ласточки клюв маленький, а у скворца... (большой).
- У ласточки хвост длинный, а у скворца...(короткий).
- У ласточки грудка белая, а у скворца...(чёрная).
Ещё раз проговорите с детьми о том, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв. Тело птиц покрыть перьями.
Прочитайте детям:
Прочитайте детям:
- А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит:
Сели на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.
Тут Мышка и говорит:
Раз!- и столкнули камень в сторонку. Сели на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!
Петух, курица и цыплята
Обратите внимание ребёнка на петуха. Пусть он самостоятельно назовёт и покажет части его тела. Затем уточните отличительные внешние признаки петуха.
У петуха красный гребешок и борода, разноцветный длинный хвост. Петушок рано встаёт. всех будит своим громким криком:" Ку-ка-ре-ку!" Поэтому говорят, что петух кукарекает. У петуха такие же части тела, как у всех птиц. Только в отличие от других птиц он не умеет летать: он так давно живёт с людьми, что разучился летать. Ему не надо заботиться о корме. Корм ему дают люди. Петух-домашняя птица.
Затем переключите внимание ребёнка на курицу. Пусть он самостоятельно назовёт и покажет части её тела, сравнит гребешки и хвосты курицы и петуха.
Курица несёт яйца. Она высиживает из яиц цыплят. Курица, которая сидит на яйцах, называется наседка. Из яиц вылупляются цыплята (покажите цыплят). Цыплята маленькие жёлтенькие. Мама-курица учит своих деток искать корм (зёрнышки, червячков), клевать и пить. Курица заботиться о цыплятах, защищает их от кошки и больших птиц.
Рассказ К.Д.Ушинского "Ходит по двору петушок"
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. ... Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
"Курочки-хохлатушки!... Собирайтесь с цыплятами, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!"
Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались; зёрнышком не поделились-передралися.
Петя-петушок беспорядков не любит-сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел,... крыльями замахал, во всё горло заорал: ку-ка-ре-ку!
Вопросы:
- Кто ходил по двору?
- Какой у петушка был гребешок?
- Какая у петушка была бородка?
- Сколько зёрнышек нашёл петушок?
- Кого он стал звать?
- Хватит на всех птиц одного зёрнышка?
- Кто съел зёрнышко?
- Как закричал петух?
Снегопад и вьюга бывают только зимой. Они похожи между собой , так как состоят из снежинок. Но снегопад появляется из снежных туч, а во время вьюги. метели ветер поднимает снег с земли. А ещё есть такое явление. как иней.
Иней - это кристаллики водяного пара, которые образуются в морозном воздухе. Иней может выпадать как в пасмурную, так и в ясную зимнюю погоду. Он задерживается на всех предметах, растениях, на земле. Его образование зависит от их температуры. Воздух должен быть теплей, чем температура этих предметов. В отличии от снегопада и метелей образование инея не связано с образованием туч.
Загадки:
Белый, как сорочка, Старик у ворот Рассыпала Лукерья
Крыльев нет, Тепло уволок. Серебряные перья.
А хорошо летает, Сам не бежит Закрутила, замела,
Что за птица, И стоять не велит. (мороз) Стала улица бела. (метель)
что солнца боится. (снег)
1, 2, 3, 4, 5!
Будем мы грибы искать.
Первый гриб-боровик,
Полезай в лукошко!
Подосиновик стоит
На высокой ножке.
Подберёзовик нашли
Под берёзой прямо.
И маслёнок прячется,
Вот какой упрямый!
- Мы в лес пойдём, грибов найдём.
Ребят громко позовём:
"Ау! Ау!Ау!"
Никто не отзывается, лишь эхо откликается ( дети повторяют тихо "Ау! Ау!Ау!")
Ёжик
У меня колючий ёжик,
Я грибом его кормлю.
В лапки ёжик гриб берёт,
Но открыть не может рот.
Ёжика я угощу,
Открывать рот научу.
Артикуляционные упражнения:
- широко открыть рот - закрыть;
- показать длинный язык - убрать;
- язык "бегает" вправо - влево;
- "улыбка" (губы растянуть в улыбке);
- "трубочка" (с напряжением вытянуть губы вперёд, зубы сомкнуты);
- съел ёжик гриб: "ам! ам! ( повторяют)
Пальчиковая гимнастика:
- сложи пальчики так, чтобы получился ёжик;
- "прижми" и "выпрями" его колючки ( пальцы одной руки между пальцами другой руки, то прижимаем пальцы к тыльной стороне ладони другой руки, то выпрямляем)
"Трудное яблоко"
Нашла Мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести.
Попробовала его поднять. Да не смогла.
Тяжёлое было яблоко.
Решила Мышь яблоко съесть. Отгрызла маленький кусочек и наелась. Большое было яблоко.
Огорчилась Мышь. Толкнула яблоко лапкой. А яблоко взяло и покатилось. Обрадовалась Мышь и докатила яблоко до самой норки. Круглое было яблоко.
Вспомните с детьми названия разных фруктов.
Вопросы:
1. Что нашла Мышь в лесу?
2. Что она захотела сделать?
3. Почему Мышь не подняла яблоко?
4. Что решила Мышь дальше сделать?
5.Почему она не съела всё яблоко?
6. Почему Мышь огорчилась?
7. Что она сделала?
8. Почему яблоко покатилось?
Речевая игра "Назови друг друга ласково по имени"
Детям предлагается вспомнить, как называют их родители. Каждый ребёнок по очереди называет своё имя с добавлением уменьшительно- ласкательных суффиксов и прилагательных, характеризующих позитивно- личностные качества ("дорогой", "любимый" и т.д.)
Игра "Вежливые слова"
Дети передают мяч по кругу со словами:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите, Маша с Мишей,
Рады видеть вас всегда.
(У кого на последнем слове остался мяч говорит приветственное слово.)
Дидактическое упражнение " Найди слова"
(В эту игру можно играть по дороге в детский сад.) Над головой у нас голубое небо, под ногами золотистый песок. Как красиво вокруг! А сколько слов можно найти, если присмотреться! Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде-
И на небе, и в воде
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Найдите слова в небе- облака, птицы, солнце.....
Найдите слова на земле- листок, камень, ветка....
Птицы
Грач - перелётная птица. Перья у грачей чёрные, с фиолетовым отливом.
Голуби бывают разной величины: от размера маленькой трясогузки до размеров средней курицы. Сравнительно короткие ноги с четырьмя пальцами. Клюв тонкий, удлинённый. Высота клюва больше, чем ширина; края загнуты внутрь, у некоторых пород голубей клюв не смыкается. Перья жёсткие, закруглённые, плотно прилегают к телу, некоторые перья довольно большие. У голубей между перьями образуется пудра, подобная тальку. Она защищает оперение от сырости. Хвост чаще всего короткий и слегка закруглённый, у некоторых видов длинный. Крылья длинные и острые — верный признак хорошего летуна. Перья могут быть окрашены в один цвет, но бывают и пёстрые, часто с металлическим отливом. К вечеру голубей становится всё меньше, темнеет, и они улетают под крышу, где живут и готовятся ко сну. Полёт голубей быстрый. Они с большой скоростью могут преодолеть значительное расстояние. Во время полёта крылья у голубей издают свист. Большинство голубей издаёт отрывистые, глухие и стонущие звуки, у некоторых голос похож на смех. У этих птиц очень хорошо развито зрение и слух, поэтому к голубям трудно подкрасться. Разыскивая свой корм на земле, голуби много и усердно бегают, поэтому их считают ловкими и выносливыми птицами.
Воробей — маленькая, неунывающая,бойкая птичка. Его часто называют «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными чёрными полосками. Хвост тёмно — бурый, крылышки тоже тёмно — бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлёй, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений. Если какому — нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
"Защитники Отечества"
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву!
Спокойно дети пусть растут
В любимой солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасной труд во имя жизни!
Кто такие защитники ? Солдаты, военные защищают нашу страну от возможных врагов. Поэтому Днём защитника Отечества называется праздник всех военных.
Что такое Отечество? Что защищают наши военные? Как называется наша Родина? Россия - страна, где мы родились и живём. А наши военные её защищают.
Форма у военных различается в зависимости от рода войск.
У моряков чёрная форма, полосатые тельняшки, матросские воротники- гюйсы, на голове бескозырки с ленточками. Матросы служат на кораблях, плавают в открытом море.
А это лётчики. Они одеты в тёплые куртки,на головах шлемы. Парадная форма лётчиков зелёного цвета, на пилотках- кокарды с крылышками. Лётчики летают на самолётах.
Пограничники. Они так называются потому, что охраняют границу. Граница- это черта, отделяющая территорию одного государства от другого. Охранять границу пограничникам помогают специально обученные, дрессированные собаки.
Прочтите ребёнку пословицы и поговорки о защитниках Отечества, попросите повторить наиболее понравившиеся:
- Жить - Родине служить.
- Смелого враг не возьмёт.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Если армия сильна- непобедима и страна.
- Русский солдат не знает преград.
- Дружно за мир стоять- войне не бывать.
В этот день поздравляют не только военных, но и всех мужчин и мальчиков. Прочитайте стихотворение о папах.
Папины профессии
Дрожит мостовая, и воет мотор-
Это к нам едет папа- шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа - пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа- солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем:"Папа- спортсмен!"
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа- шахтёр.
Плавится сталь, из котла валит пар-
Папа- рабочий, он -сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице папа- хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа - сантехник или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа - артист.
"В мире ненужной профессии нет!"-
Учит нас с детства папа- поэт.
Игра "Да - нет"
А что умеет делать папа? Вы спрашиваете, а ребёнок отвечает.
Может он в футбол играть?
Может книжку почитать?
Может суп вам разогреть?
Может сделать винегрет?
Может поиграть он шашки?
Может папа вымыть чашки?
Может рисовать машинки?
Может собирать картинки?
Может рыбу он ловить?
А кран на кухне починить?
Транспорт
Прочитайте ребёнку стихотворение И.Токмаковой "Поиграем" и попросите назвать виды транспорта, которые в нём упоминаются.
На лошадке ехали, Пароходом ехали,
До угла доехали, До горы доехали.
Сели на машину, Пароход не везёт,
Налили бензину. Надо сесть в самолёт.
На машине ехали, Самолёт летит,
До реки доехали. В нём мотор гудит:
Трр! Стоп! Разворот. У-у-у!
На реке- пароход.
Упражнение " Один- много"
Назовите ребёнку деталь транспорта и попросите повторить её название во множественном числе:
дверь- ...( двери), окно-..., колесо-..., фары-..., сиденье-..., крыло-..., палуба-... и т.д.
Упражнение " Подбери слова- действия"
Назовите транспортное средство и попросите сказать, что оно может делать:
машина - едет, несётся, тормозит, останавливается...;
самолёт - летит, парит, взлетает... и т.д.
Упражнение " Нет чего?"
Взрослый называет слово во множественном числе и задаёт вопрос с названным словом:
- Окна- нет ( чего?) окон, двери- нет..., фары-..., сиденья-..., колёса-..., педали-... .
Мебель
Игра " Измени слова"
Взрослый называет слово в единственном числе, ребёнку предлагается повторить его, употребив во множественном числе и со словом " много".
кресло - кресла - много кресел
( кровать, тумбочка, шкаф, диван, стол, стул)
Игра " Самый - самый"
Ребёнку предлагается закончить предложение.
Раскладушка удобная, а кресло-кровать ещё ...( удобнее).
Стул высокий, стол ещё...( выше), а шкаф самый...( высокий).
Стул мягкий, кресло ещё...( мягче), а диван самый...( мягкий).
Раскладушка удобная, диван ещё...( удобнее), а кровать самая...(удобная)
Игра " Назови части"
Ребёнку предлагается назвать части предметов мебели.
Кровать ( спинки, ножки, основание).
Шкаф ( стенки, дверцы, ручки).
Комод ( ящики, крышка, ножки).
Табурет ( сиденье, ножки).
Стул ( сиденье, спинка, ножки).
Кресло ( сиденье, спинка, ножки, подлокотники).
Новогодние открытки
Дедушка Мороз в разных странах мира
Почему волк не катается на лыжах.
Тяжело Волку по глубокому снегу зимой ходить. Решил он лыжи купить. Стал обувать лыжные ботинки, а когти мешают.
Пошёл Волк к парикмахеру когти стричь. Достал парикмахер огромные ножницы. Испугался Волк и убежал.
Отправился Волк к пильщику когти пилить. Взял пильщик острую пилу. Оробел Волк и дал дёру.
Побежал Волк к дровосеку когти рубить. Поднял дровосек тяжёлый топор. Струсил Волк и удрал.
Не смог Волк лыжи надеть и бегает теперь по снегу босиком.
1. Уточнить, чем занимаются парикмахер, пильщик, дровосек. Назвать другие профессии.
2. Подобрать слова, похожие по смыслу:
испугался- струсил, оробел, опешил, обомлел, устрашился, ужаснулся...
убежал- дал дёру, драпанул, сбежал, умчался, дал драпака, удрал...
Вопросы:
1.Зачем Волк решил купить лыжи?
2. Почему Волк не смог надеть лыжные ботинки?
3. Зачем Волк пошёл к парикмахеру? Почему он убежал?
4. Зачем Волк отправился к пильщику? Почему он дал дёру?
5. Зачем Волк побежал к дровосеку? Почему он удрал?
"Одежда"
Рассмотри картинки. Покажи и скажи:
- Куда убрала (положила, повесила) одежду Катя?
( Катя убрала кофту в сумку. И т.д.)
- Куда убрал (положил, повесил) одежду Дима?
(Дима убрал рубашку в сумку. И т.д.)
- Откуда Катя достала (взяла) свою одежду?
( Катя достала кофту из сумки.
И т.д.)
- Откуда Дима достал (взял) свою одежду?
( Дима достал рубашку из сумки. И т.д.)
"Резиновые сапоги"
Предложите ребёнку закончить предложение словами "резиновые сапоги"
На улице шёл дождь. Насте очень хотелось гулять, но мама её не пускала, потому что у Насти прохудились... . Настя попросила маму купить ей новые... . И вот мама с Настей отправились за ... . По дороге в магазин Настя мечтала о новых, красивых ...
Когда они пришли в магазин, то удивились, как много в нём... .
Среди разных ... Настя увидела те самые ..., о которых мечтала. Возвращаясь домой уже в новых... , Настя смело наступала в лужи своими ... . Теперь можно гулять под дождём. Настя была очень рада... .
"Трудное яблоко"
Нашла Мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести. Попробовала его поднять. Да не смогла. Тяжёлое было яблоко.
Решила Мышь яблоко съесть. Отгрызла маленький кусочек и наелась. Большое было яблоко.
Огорчилась Мышь. Толкнула яблоко лапкой. А яблоко взяло и покатилось. Обрадовалась Мышь и докатила яблоко до самой норки. Круглое было яблоко.
1. Вспомните с ребёнком названия разных фруктов.
2. Объясните значение слова:
гостинец- подарок
3. Подберите слова, похожие по смыслу:
огорчилась- опечалилась, загрустила, загоревала, расстроилась;
толкнула- пнула, двинула, пихнула.
Вопросы:
1. Что нашла Мышь в лесу?
2. Что она захотела сделать?
3. Почему Мышь не подняла яблоко?
4. Что решила Мышь дальше сделать?
5. Почему она не съела всё яблоко?
6. Почему Мышь огорчилась?
7. Что она сделала?
8. Почему яблоко покатилось?
игра " Овощи -фрукты"
Называйте ребёнку слова ( овощи и фрукты). Фрукты ребёнок "рвёт" с деревьев ( поднимает руки вверх), овощи " собирает на грядках" ( присаживается на корточки)
"Овощи"
Прочитайте детям сказку "Пых"
- В какое время года происходила история, рассказанная в сказке?
- Как вы догадались, что дело было летом?
- Что попросила принести с огорода бабушка? ( репку)
-Что ещё росло на этом огороде? ( капуста, морковка, свёкла)
- Есть ли у вас на даче огород?
-Что там растёт?
- Как назвать одним словом то, что растёт на грядках в огороде? ( овощи)
Какой помидор по цвету? ( красный)
Какой помидор по форме? ( круглый)
Какой помидор по вкусу? ( сладкий, вкусный, сочный...)
Какой помидор на ощупь? ( гладкий, мягкий)
Какая морковка по цвету? (оранжевая)
Какая морковка по форме? ( овальная)
Какая морковка по вкусу? ( сладкая, сочная...)
Какая морковка на ощупь? ( твёрдая)
Какая капуста по цвету? (зелёная)
Какая капуста по форме? ( круглая)
Какая капуста по вкусу? ( сладкая, сочная...)
Какая морковка на ощупь? ( твёрдая, крепкая)
Предложите ребёнку поиграть:
Игра "Измени слова"
Ребёнок называет овощ, произносит это же слово во множественном числе, затем со словом "много"
Огурец- огурцы- много огурцов
слова: баклажан, помидор, перец, кабачок
Игра "Сосчитай"
один кабачок, два кабачка, три кабачка, четыре кабачка, пять кабачков
слова: баклажан, красный помидор, перец, тыква, зелёный огурец
Закружился листопад
Разноцветные листочки-
Словно радуги кусочки
На берёзах, на рябинках,
На кустах и на тропинках.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Зелень понемногу теряет свой сочный цвет и вдруг вспыхивает жёлтым и красным цветом. Желтеют листья клёна и берёзы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черёмухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Период, когда с деревьев начинают опадать листья, называется листопадом. Вянет, шуршит краса деревьев. Летают листочки, кружатся, танцуют. А ветер им осеннюю песенку поёт. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья клёнов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и берёзы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Рассмотрите с детьми листья разных деревьев. Обратите внимание, что их поверхность у разных деревьев разная ( у берёзы- шершавая, у клёна- гладкая и т.д.), разная форма, фактура.
В лесах и парках просторно и светло. Дуб- богатырь роняет литые жёлуди. Наливается соком рябина. Про неё говорят: " Осенью созревает одна ягодка, да и та горькая рябинка". Это совсем не так. Осень приготовила много даров. Это плоды боярышника, шиповника, ягоды облепихи, калины. За эти подарки скажут спасибо не только звери и птицы, но и люди.
Многие деревья, кустарники и травы рассеивают свои семена в сентябре. Ветерок подует- семена, как пропеллеры, полетят. Дождик польёт- поплывут семена- кораблики. А бывает, зацепятся семена- колючки за шерсть животных, за лапы птиц, за одежду, на подошвы налипнут. Вот хитрецы!
С плодами и семенами можно поиграть в игру " С чьей ветки детки?" - дети находят плоды того или иного дерева. Интерес вызовет и такая игра: плоды одного дерева кладут к листьям другого и предлагают устранить путаницу. "Узнай дерево по листочку"- детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети должны назвать дерево.
Встречаем щедрую осень
Пламенеют гроздья рябинки,
Увядают цветы и травинки И сверкают у тонкой осинки
Нить последней в году паутинки.
После жаркого лета наступает прохладная осень. Солнышко всё реже светит, закрывается тучами, часто ложится туман. Дуют холодные ветры и льют дожди. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет. Трава желтеет, цветы вянут. Листья на деревьях и кустах меняют окраску и опадают. Краснеют гроздья рябины. Улетают птицы в дальние края. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы, ищут место для зимней спячки, линяют- "меняют шубы". Люди собирают щедрый урожай.
Предложите ребёнку подумать, о чём можно сказать "осенний"? ( дождь, день, огород, сад, лес)
"осенняя"? ( вода, лужа, грязь, туча)
"осеннее"? ( облако, настроение, солнце, небо, утро)
Попросите сравнить осень с весной. Весна тёплая, а осень- ...прохладная. Весной небо высокое, а осенью -... низкое. Весной дождик весёлый, а осенью - ...унылый, грустный. Весной семена сажают, а осенью -...урожай собирают.
Попросите придумать определения к слову "осень". Какая она? ( золотая, прозрачная, ранняя, поздняя, дождливая, унылая, урожайная, щедрая....)
Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
В сентябре листья на деревьях начинают желтеть, краснеть. Клумбы ещё в ярких цветах, хотя кое-где они начинают увядать. Леса сверкают жёлтым, красным- правду говорят, золотая осень! В октябре листья на деревьях начинают редеть, всё чаще дует холодный ветер, моросит дождик. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. В ноябре уже по-настоящему холодно, может и снег пойти. Деревья уже совсем сбросили листья, насекомые попрятались. Звери запасаются на зиму, вот-вот залягут в норы и берлоги.
У каждого ребёнка есть семья. Семья- это мама, папа, их дети, бабушки и дедушки. Это люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Кто всегда со всеми ладит,
Шьёт, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чём не забывает,
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом сто раз простит? ( мама)
О ком эта загадка? Что делает мама? Какую работу вы выполняете вместе с мамой? Какими словами можно охарактеризовать маму?- любимая, внимательная, нежная, заботливая и т.д.
У неё уже с утра
Очень сложная пора:
Внуков в садик разбудить,
Завтрак приготовить,
И прибраться не забыть,
И не хмурить брови! ( бабушка)
Какую работу выполняет бабушка? Какими словами можно описать бабушку? За что вы любите свою бабушку?
Я так ценю его заботу,
Я с ним как будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник
На работу
Пора ему
И в садик мне (папа)
Что делает папа дома? В чём вы ему помогаете? Что вы любите делать вместе с папой? В чём вы хотели бы быть похожим на папу?
Он такой заводной
И совсем не старый.
Он гуляет со мной
Утром по бульвару.
Он приходит за мной
В садик вечерами.
Он такой озорной,
С белыми усами. ( дедушка)
Что умеет делать дедушка? Что вы любите делать вместе с дедушкой? Как вы ему помогаете? За что вы любите и уважаете своего дедушку?
О ком были все эти загадки? ( о семье)
Для закрепления вежливых форм обращения предлагаем вам поиграть с ребёнком в игру " Подскажи словечко"
"Игрушки"
Попросите их рассказать с опорой на иллюстрации.
(- у кого длинные уши?; у кого длинная шея?; кто грызёт орешки?; кто сладкоежка?; кто очень любит рыбу? и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий